назад оглавление вперед

Ольга Красильникова (Минина)

"КАВКАЗ НАДО МНОЮ…"

Поскольку наша АОСС официально существовала при Архангельском областном совете по туризму и экскурсиям, а все мы тогда официально именовались спелеотуристами, то и квалификацию свою пещерную должны были повышать в рамках существующей тогда всесоюзной системы подготовки туристских кадров. Поэтому наш инструктор Виктор Малков имел право учить нас только по программе ШПП, а для дальнейшего нашего спелеотуристского роста мы должны были как-то пробиться в число участников так называемого "Спелеолагеря 1-го года обучения". Первая такая попытка была осуществлена Тарабиной Валей, Кононовой Олей, Виктором и Николаем Франц в конце лета 1978 года. Но их тогда не взяли в состав "курсантов" - ввиду отсутствия свободного инструктора, и им пришлось вернуться с солнечного Кавказа на свой родной Север без какого-либо нового спелеоопыта.

Следующая такая попытка была предпринята архангельскими спелеологами только спустя три года. К тому времени Виктор Малков прошел инструкторские сборы и получил официальное звание "инструктора спелеотуризма", что давало ему право участвовать во всероссийском спелеолагере в качестве инструктора и заодно привезти с собой группу архангельских спелеологов. Все наши участники успешно прошли тогда через "испытание" кавказскими пещерами и получили уникальный для нас опыт работы в вертикальных пещерах. Больше никто из северян никогда в такой учебный спелеолагерь не ездил.

Вот что сохранил для нас дневник одной из участниц того "учебного спелеотуристского мероприятия", проходившего на Воронцовском хребте Кавказа…

СПЕЛЕОЛАГЕРЬ НА КАВКАЗЕ
2-18 августа 1981 года

Минина

Участники - Малков В.Н., Бутаков О., Тильман А.. Десятов О., Пудкова Л., Рудакова В., Минина О., Воронина Л.
"А мне б дороги далекие и маршруты нелегкие.
Да и песня в дорогу мне словно воздух нужна".
Юрий Кукин

1 августа. Прилетели в Адлер в 22-30. Видели крымских спелеологов. Душно, влажно, темно. Искали место для ночлега. Сначала нашли на клумбе, но потом устроились на "кроватях" из ящиков.

2 августа. В 7 утра - в Хосте. Прошлись по городу, были на море: народу на пляже много. Закупили продукты. Видели киевских спелеологов. Новомосковцы приехали в обед. Мы поехали в Центральную усадьбу. Здесь перевязали рюкзаки, и начался суровый переход… Шли 1,5 часа, но меня они измотали очень здорово. Ужасно устала. В горы мне не ходить - это точно! В то время, когда мы собрались пить чай, новомосковцы догнали нас на автобусе, и подъем на хребет Алек закончился для меня благополучно. На Буковой поляне разбили лагерь. В 21 час темнеет. Уже в темноте ходили за ветками для палатки. Светлячки на ветках - красиво!

Со 2 по 8 августа: грот Барибан, пещера Осенняя, пещера Географическая, пещера Назаровская.

фото

6 августа. Выход в пещеру Географическая, общая глубина - 500 метров. Ход Нудный - протяженность 470 метров. Он, действительно, нудный - меандрирующий ход, каскадами спускающийся вниз на 150 метров. Скалолазанием проходили уступы 2 и более метров. Ручей течет от входа вглубь пещеры и в основной галерее соединяется с другим ручьем. В Нудном ходу одно место обходили поверху, вылезали вверх метров на пять. Натеки красивые видели, затем спустились вниз. Лариса Пудкова не вписалась, пришлось проталкивать ее. Фотографировались в основной галерее, где у нас был перекус.

7 августа. Штурм и топосъемка пещеры Назаровская.

Первая группа: Богуславская Наташа, Тильман Андрей, Воронина Лариса, Пудкова Лариса, Рудакова Вера.

Вторая группа: Малков Виктор, Бутаков Олег, Десятов Сергей, Минина Оля.

Я делала топосъемку 23-метрового колодца. Здорово висеть в колодце и рисовать! Но неудобно - получается, что висишь спиной к самому интересному месту. А затем Олег рисовал, записывал, я измеряла азимут. Сергей был "негром". После этого колодца пещера каскадами уступов спускается вниз. Перекус и подъем наверх. Шутка дня: "Мы оба с самохватом".

С 9 по 16 августа - Воронцовский хребет.

Воронцовский хребет, хоть не самый высокий,
И лог, что Пещерным зовется не зря…
Сколько думал о нем, сколько ждал той дороги,
Что меня привела - заманила сюда.

Сколько чудес в этой сказке подземной -
Люстровый зал и зал Пантеон…
Не человека это творенье,
Каплей из камня выточен он.

А голос бездны зовет нас и манит,
Нам недра свои открывает земля,
На дне пещеры свечу оставляем,
Чтобы еще раз вернуться сюда.
Л. Рыбников

Здесь посетили грот Прометей, грот Пантеон. Сделали фотовыход в пещеру Долгая, топосъемку и учебные "спасы" в пещере Воронцовская.

Выполнили прохождение пещер Воронцовская и Лабиринтовая - с нарушением контрольного срока. А затем был штурм и топосъемка пещеры Кабаний Провал с возвращением в 6 часов утра.

17 августа. Экскурсионный выход в ущелье реки Хоста. Живописное ущелье - за светлую окраску слагающих его известняков - получило название Белые Скалы.

18 августа. В 7 утра - в Архангельске. Ура! Дома!

Научно- исследовательский поиск назад оглавление вперед Спасы бывают разные