назад оглавление вперед

В.Н. Танасийчук

ФОТОСЪЕМКА В ПЕЩЕРАХ

Мир пещер непередаваемо своеобразен. Передать его красоту могла бы живопись, но пещеры еще ожидают своего Рериха, и покуда фотография остается единственной возможностью вынести из-под земли и показать людям красоту пещер. Каждый владеющий ею спелеолог в силу своих сил и возможностей пытается запечатлеть на пленке хотя бы частицу того великолепия, которое он видит под землей.

Хороший снимок пещеры или каких-то ее деталей несет многообразную смысловую нагрузку. Прежде всего он является произведением фотографического искусства. В этом своем значении натурная фотография – одно из важнейших средств популяризации спелеологии и могучее орудие борьбы за охрану пещер. Одновременно фотография является ценным научным документом; самые подробные и распространенные описания не могут заменить фотографии, характеризующих морфологию пещеры, дающих представление о форме и типе натеков, конфигурации ходов и т.п. Фотография необходима и незаменима при любом исследовании пещер – гидрогеологическом, биологическом, археологическом и даже при изучении микроклимата подземных полостей. При исследовании новых пещерных районов – таких как Пинежский, - фотографическое документирование открытий обязательно. Именно фотографии позволяют наглядно представить особенности и отличия гипсовых пещер Севера от таких гипсовых пещер, как подземные лабиринты Подолии или огромные залы Карлюка с каменными "елями" сталагмитов и причудливыми гипсовыми кристаллами.

Техника современной «наземной» фотографии относительно проста; при наличии некоторого опыта, использовании хорошего экспонометра и тщательном выполнении правил получения технически хороших снимков пейзажа или портретов не представляет особых трудностей. Мы не говорим о художественности снимка, это – совершенно особый вопрос. Однако опыт и навыки наземной съемки (Ошанин, Танасийчук, 1973) далеко не всегда применимы в пещерной съемке; напротив, некоторые догмы обычной фотографии оказываются совершенно неприменимыми под землей. Пещерная фотография – совершенно особая отрасль фотографии, ее методика во многом своеобразна и далеко не всегда аналогична методике обычной фотографии, производимой на поверхности земли. Соответственно иным должно быть и техническое оснащение подземного фотографа.

Аппаратура и принадлежности

Известная поговорка о том, что нет плохих аппаратов, а есть только плохие фотографы – особенно приемлема к пещерной съемке. Условия эксплуатации фототехники в пещерах слишком жестки для дорогих и сложных аппаратов. Постоянная высокая влажность, капеж, грязь быстро выводят из строя их нежные механизмы. Поэтому съемку под землей рекомендуется вести простыми и дешевыми аппаратами. В пещере не нужны объективы с высокой светосилой – как правило, при подземной съемке приходиться сильно диафрагмировать. Высокие скорости затвора не имеют употребления под землей. Наконец, зеркальные видоискатели с линзами Френеля или клиповым устройством тоже мало применимы в пещерах.

Наиболее употребительный способ наводки в пещере – наводка по метражу; расстояние до объекта обычно можно измерить шагами или поставить его приблизительно, на глазок – с учетом того, что диафрагмирование скроет возможную погрешность. Порой бывает применима наводка оптическим дальномером – фодесом; особенно удобна она тогда, когда в кадре находится горящая свеча или включенный фонарик. Наименее удобна под землей наводка зеркальным устройством аппаратов "Зенит" или "Старт", так как пещера слишком слабо освещена. Кадрирование снимка удобнее всего производить простейшим рамочным видоискателем при условии, что входящее в него поле точно совпадает по своим размерам с изображением на снимке. Достаточно ярким получается изображение в зеркальном видоискателе аппарата "Любитель". Оптическим видоискателем, которым снабжены камеры типа "Зоркий", пользоваться труднее.

Для съемки в пещерах нужны только три скорости затвора. Прежде всего это 1/25 (1/30), при которой ведется съемка с синхронной вспышкой (при этом, конечно, необходим синхронизатор, имеющийся почти на всех современных аппаратах). Далее, "В" - съемка с выдержкой и "О" - съемка с длительной выдержкой. К сожалению, у большинства современных аппаратов скорость "Д" отсутствует и когда нужно сделать длительную выдержку (а большинство натурных съемок ведется именно с ней) используется тросик со стопором. У некоторых современных аппаратов со шторным затвором, например у "Зенита", длительную выдержку можно получить следующим образом: поставив скорость "В" и нажав на кнопку спуска, круговым движением пальца поворачивают эту кнопку на четверть оборота против часовой стрелки. Если после этого отпустить кнопку – затвор не закроется. Чтобы его закрыть, нужно снова нажать на кнопку и повернуть ее в обратном направлении – по часовой стрелке.

Как уже говорилось, высокая светосила объектива для съемок в пещере не нужна; но очень желательно, чтобы аппарат имел сменные объективы и, в первую очередь, широкоугольный объектив, позволяющий охватить гораздо большее пространство, что очень ценно в небольших пещерных залах и коридорах. Кроме того, используя широкоугольный объектив, можно значительно приблизиться к объекту съемки и тем самым сильнее осветить его. Наконец, он обеспечивает большую глубину резкости, чем обычные объективы.

В итоге, собрав воедино все перечисленные требования, мы видим, что идеальной "пещерной" камеры не существует. Аппараты с простыми затворами и рамочными видоискателями, как правило, не имеют сменной оптики. Все узкоформатные аппараты со сменной оптикой не имеют рамочных видоискателей. Однако некоторые из современных аппаратов все же достаточно удобны для спелеологических целей. Из узкоформатных камер это прежде всего "Зоркий" и простые камеры типа "Смена". Менее удобен "Зенит", хотя он очень удобен для макросъемки. Из широкопленочных камер наиболее пригоден для пещерной съемки "Любитель". Кстати, и "Смена", и "Любитель" имеют относительно короткофокусные, почти широкоугольные объективы.

Из выпускаемых нашей промышленностью электронных импульсных ламп-вспышек наиболее удобен для пещерной съемки "Луч". Его главное достоинство – возможность изменения силы вспышки в довольно значительных пределах; главный минус – значительный вес. Гораздо более легка импульсная лампа "Чайка", однако сила ее вспышки невелика, что является большим неудобством при съемки больших залов. И "Луч" и "Чайка" имеют прочные футляры из искусственной кожи, что, отчасти, защищает их от ударов, неизбежных при работе в пещерах. Менее удобны вспышки типа ФИЛ: они легки и портативны, однако их пластмассовые корпуса слишком хрупки. Способы предохранения вспышек от влаги описываются в статье А. Енджеевского, помещенной в этом сборнике.

За рубежом для съемки в пещерах довольно широко используются одноразовые лампы-вспышки, заполненные кислородом и магниевой или алюминиевой фольгой. Их достоинства – легкость, портативность и нечувствительность к влаге (они широко используются также в подводной съемке).

Еще один возможный источник света – осветительные смеси, широко используемые спелеологами ряда зарубежных стран для съемки как на черно-белую, так и на цветную пленку. Большим их достоинством является возможность за один раз осветить очень большие залы (при съемки некоторых пещер в Пиренеях применялись "световые бомбы" в несколько килограммов весом). Их существенный недостаток – образование большего количества медленно оседающего дыма. Рецепты осветительных смесей приведены в книге В.В. Илюхина и В.Н. Дублянского (1968). Совершенно необходим для пещерной съемки штатив. Он должен быть достаточно жестким и прочным, а кроме того, не бояться влаги. Поэтому мало пригодны для работы под землей деревянные штативы и совсем не годны маленькие, "карманные". Удобнее всего портативные киноштативы с поворотной рукояткой; в сложенном виде они укладываются в небольшой матерчатый футляр.

Поскольку нередко съемка с длительной выдержкой ведется не одним, а двумя или тремя аппаратами с разной пленкой, можно изготовить небольшой столик – пластинку из дюраля, который крепиться на штативе и на который, в свою очередь, привинчиваются аппараты.

Выбор пленки и освещения

Некоторые спелеологи считают, что наиболее пригодна для съемки в пещерах пленка максимально высокой чувствительности, порядка 250 единиц ГОСТ или даже выше. Конечно, съемка на такую пленку требует гораздо меньше света, чем съемка на пленку средней чувствительности. Однако не следует забывать, что высокочувствительная пленка дает гораздо более крупное зерно и гораздо более контрастна, чем пленка в 60-90 единиц ГОСТ. Съемка с искусственным светом и без того дает очень контрастное изображение, поэтому чрезмерные контрасты вряд ли улучшат снимок. Наилучшие результаты получаются на пленках средней чувствительности – не выше 90 единиц ГОСТ. При вынужденной съемке со слабыми источниками света можно использовать фенидоновый проявитель, повышающий чувствительность пленки в 4-5 раз (Дрюков, Колесов, 1966; Илюхин, Дублянский, 1968).

Хорошие снимки пещер можно получить при съемке на цветную пленку – диапозитивную и негативную. Пещеры, на первый взгляд мрачные и однотонные, в действительности окрашены очень ярко и разнообразно; но свет фонарика или карбидной лампы слишком слаб для того, чтобы можно было увидеть сразу все детали пещеры, все разнообразие цветов и оттенков гипса или кальцита. Однако при многократном освещении пещеры импульсной гаммой, когда вспышки накладываются друг на друга и каждая оставляет свой след на пленке, самыми простыми средствами можно достаточно хорошо осветить даже очень богатую пещеру, все зависит только от терпения фотографа.

Вспышки электронной импульсной лампы обладают спектром, приближающимся к солнечному; своды, стены и натеки пещеры на цветной пленке получаются в естественных цветах. Порой они могут показаться несколько однотонным, и в этом случае можно оживить цветной кадр очень простым способом – поставить в нем зажженную свечу или карбидную лампу. На цветной пленке огонь выглядит красновато-желтым, но его свет окрашивает все окружающее в оранжевый цвет. При съемке однотонно-светлых помещений, например ледяных колонн и стен Замка Снежной Королевы на Сотке или покрытых снежными кристаллами стен других пинежских пещер, надо очень умеренно использовать свет, чтобы создать яркое цветовое пятно только в какой-то одной части кадра и не окрасить весь снимок неестественным розовым светом. Нужно быть умеренным и при использовании источников света в кадре при черно-белой пленке. Светлые пятна, образованные ими в кадре, оживляют снимок, однако при длительной экспозиции на негативе получается расплывчатое угольно-черное пятно, совершенно закрывающее находящиеся у источника света предметы.

Методика съемки в пещерах

Схемы
Рис. 2.1. Схемы подсветки с помощью импульсной лампы-вспышки (а) и устройств, обеспечивающих точную наводку на резкость при макросъемке в подземных полостях (б).

Пещерная съемка, как и обычная съемка на поверхности, может производиться с выдержкой или моментально. Моментальная съемка чаще всего ведется, аппаратом, синхронизированным со вспышкой. Этим способом фотографируют спуск в пещеру, различные виды работ в ней, небольшие залы, отдельные натеки; с синхронной вспышкой ведутся почти все виды макросъемки.

В некоторых случаях моментальная съемка со вспышкой может вестись не синхронно – это происходит тогда, когда на аппарате нет синхронизатора или если нужно расположить вспышку вдали от аппарата (например, при съемке человека, освещающего какой-то натек). Такая съемка ведется следующим образом: зал освещают слабым источником света, расположенным за спиной фотографа; фотограф направляет на объект аппарат, предварительно наведенный на резкость, его помощник со вспышкой занимает нужную позицию. Затем фотограф громко считает до трех. Счет "раз" служит предупреждением; на счет "два" фотограф открывает затвор; на счет "три" помощник нажимает кнопку вспышки, после чего фотограф закрывает затвор. Другой вариант – с участием только одного человека. Фотограф ставит аппарат на штатив, открывает затвор на длительную выдержку и освещает объект вспышкой. Если объект подвижен, то вспышка, длительность которой может быть от 1/400 до 1/2000 сек., позволит "задержать" его движение так же успешно, как при съемке с такой же малой выдержкой. Если же объект неподвижен, то при подобной съемки со штатива можно осветить его не одной, а многими вспышками. При этом "объектом" может быть большой зал, съемка которого потребует многих десятков вспышек. Это и есть очень часто употребляемый способ съемки с длительной выдержкой и многократным освещением. Как правило, при такой съемке освещают объект не с одной точки, а со многих, причем не редко точки подсветки находятся в пределах кадра. Дело в том, что человек, передвигающийся в кадре без зажженного фонарика или света, не может получиться на пленке. Поэтому он может, переходя с места на место и укрываясь за колоннами или изгибами стен, освещать залы пещер со многих точек. Освещая пещеры таким способом, можно добиться многообразных художественных эффектов, например, освещая объект спереди, со стороны аппарата (но располагая вспышку несколько в стороне, чтобы объект не вышел на снимке плоским) и подсвечивая его задним светом (рис. 2.1, а). При съемке многоплановых подземных пейзажей можно, например, освещать последовательно сначала глубинные части пещеры, а затем, встав на фоне какого-нибудь находящегося близко к аппарату крупного натека или глыбы, осветить его сильной вспышкой, чтобы получить свой силуэт. Однако этот способ надо применять с осторожностью, так как отраженный от стен и сводов свет при каждой вспышке понемногу освещает даже самые, казалось бы, затененные участки зала, и после достаточно сильного освещения заднего плана мы рискуем получить на переднем плане "прозрачный" силуэт человека, сквозь который просвечивает скала или натек.

Расчет необходимого количества света при съемке со вспышкой

При съемке с одноразовой вспышкой – синхронной или несинхронной – расчет освещенности объекта довольно прост. У каждой вспышки имеется так называемое ведущее число, которое представляет собой произведение числа диафрагмы на расстояние от вспышки до объекта съемки. Ведущее число обычно дается для пленки в 130 единиц ГОСТ; для вспышки "Чайка", например, оно составляет 24. Это значит, что при съемки на пленку в 130 единиц мы можем освещать объект с расстояния в 6 м с диафрагмой 4 или с 2 м с диафрагмой 12. Естественно, при съемке на пленку иной чувствительности нужно пересчитывать ведущее число для этой пленки. При увеличении или уменьшении чувствительности пленки пропорционально увеличивается или уменьшается ведущее число.

Однако шаблонное использование расчета по ведущему числу в пещерной съемке может привести к значительным ошибкам. Дело в том, что отражательная способность пещерных объектов чрезвычайно разнообразна. Как при съемке под солнцем по-разному отражают свет снежные горы и зеленая листва, также по-разному получаются на пленке белые, блестящие кальцитовые натеки и темная глина. Поэтому при пещерной съемке всегда приходиться вносить поправку в расчеты, поправку приблизительную и неточную, порой уменьшая отверстие диафрагмы в полтора-два раза при съемке очень светлых объектов, а порой увеличивая в несколько раз. И поэтому одним из главных правил пещерной фотографии является дублирование снимков с разными диафрагмами. Вернуться в пещеру для повторной съемки порой невозможно, поэтому лучше потратить лишний час на съемку, чем привезти домой испорченные кадры.

Чрезвычайно сложен и очень не точен подсчет количества вспышек при съемке с многократной подсветкой объекта. По-видимому, расчет можно вести двумя способами. Один исходит из расстояния до дальних частей объекта; при этом число вспышек рассчитывается по формуле ведущего числа. Предположим, наша вспышка имеет ведущее число 24, а до дальней части зала, который мы фотографируем, 20 м, тогда необходимая диафрагма составит 24:20=1,2. Конечно, с такой диафрагмой вести съемку нецелесообразно из-за малой глубины резкости. Наиболее употребительные диафрагмы в подземной съемке – 8 или 11. Чтобы подсчитать количество вспышек для нашей пещеры, производим деление 11:1,2 = 9 (девять вспышек). Мы вели расчет только для дальней части пещеры, а нам нужно осветить и стены, и потолок, что потребует увеличение числа вспышек. Наконец, если пещера окрашена в темные тона, число вспышек еще более увеличивается.

Второй способ связан с приблизительным подсчетом площади снимаемого объекта и требует предварительных пробных съемок. Фотографируя какую-то небольшую пещеру, площадь которой нам известна, мы в процессе пробных съемок выясняем, сколько вспышек на определенную пленку требуется для этой съемки, и подсчитываем, какая часть вспышек требуется на 1 м2 площади пещеры (естественно, учитывается освещение не только стен, но и пола, и потолка). Полученный коэффициент в дальнейшем умножаем на примерную площадь снимаемых пещерных пространств; конечно, при этом учитывается их окрашенность.

Макросъемка

Нередко при работе в пещере возникает необходимость съемки мелких объектов – геликтитов, ледяных кристаллов, мелких натеков, а также насекомых и других животных, обитающих в пещерах. В таких случаях спелеологи чаще всего используют зеркальный аппарат "Зенит" с насадочными кольцами; съемку обычно ведут два человека – фотограф и его помощник, который подсвечивает объект фонариком. Упростить такую съемку можно, укрепив фонарик около фотоаппарата или объединив его с лампой-вспышкой. Такой "луч-лоцман" позволяет фотографировать без помощника. При съемке на цветную пленку луч фонарика, освещающий объект, может окрасить снимок в красноватый цвет; избежать этого можно, смонтировав выключатель таким образом, чтобы в момент нажатия на спуск фонарик выключался.

Более сложная конструкция – "световой дальномер", состоящий из двух прочно закрепленных фонариков с тонкими "игольчатыми" лучами, пересекающимися в той точке, по которой аппарат наведен на резкость. Принцип такого устройства показан на рис. 2.1, б. Если аппарата чрезмерно придвинут или удален от объекта съемки, фонарики отбрасывают два световых пятна. Если же эти два пятна сливаются в одной точке, это значит, что аппарат наведен на резкость. Другой способ – применение торчащих перед объективом и отмечающим плоскость наводки, а порой и границу кадра, металлических штырей и рамок.

Что касается выдержки, а точнее, диафрагмы, используемой при макросъемке со вспышкой, то лучше отказаться от сложных, не всегда удобных в пещерных условиях таблиц пересчетов диафрагмы и выбрать три-четыре постоянных комбинации переходных колец, рассчитать для них диафрагмы, проверить их практически на темных и светлых объектах и полученные величины записать на табличке, которую можно приклеить липкой лентой на футляре аппарата.


Методика исследования назад оглавление вперед Подготовка импульсных ламп