назад оглавление вперед

Франц Н.А.
"Лабиринт"

МЕТОДИКА ПОДСЧЕТА МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК ЛАБИРИНТОВЫХ ПЕЩЕР
Определение суммарной длины горизонтальной пещеры
"лабиринтного" типа.

Для определения суммарной длины ходов пещеры используется её план в масштабе первичного построения: 1:200 или 1:500.

Для работы изготавливается ксерокопия плана, сохраняющая без искажения масштаб оригинала во всех направлениях. Данная копия предназначается только для этого вида работ и подписывается: "Определение суммарной длины горизонтальных ходов пещеры ….". Кроме того, на ней должны быть указаны: ФИО исполнителей, выполнивших измерения длины, дата окончания измерительных работ, название организации (АСА "абиринт" и т.п.) и прочее.

На этом же листе размещается рабочая таблица замеров (см. образец). Если на листе копии топоплана недостаточно свободного места, то таблица может быть подклеена к нему. Если пещера большая, и подсчёты характеристик ведутся по планшетам, то таблица наклеивается на обратную сторону планшета.

Все рабочие построения на листе делаются цветными карандашами (ручками, фломастерами и т.д.), чтобы все вспомогательные линии выделялись на фоне черных линий плана пещеры.

Предлагаемая методика основывается на принципе расчленения плана пещеры на линейные элементы - "магистрали" - с последующим измерением каждого из них с помощью курвиметра.

  1. От входной границы (как правило, - линия "скола" нависающей скалы) с поверхностью по осевой линии хода проводится "магистраль №1" (точнее - проводится "линия измерения" выделенной "магистрали") до конца условно морфологически выделяемого участка. (Последнее следует понимать так, что если, например, от входа идёт достаточно широкий магистральный ход, резко перекрывающийся осыпью, а проходимое продолжение пещеры находится где-то в одной из боковых щелей, то магистраль следует провести до конца морфологически выделяющегося хода (участка), а уже после заниматься перспективным боковым ответвлением. То есть не нужно стремиться к тому, чтобы линия измерения начиналась от входа и шла непрерывно как можно дальше по лабиринту. Предлагается как раз обратный подход: измерение лабиринта по отдельным фрагментам, выделяющимся морфологически из общего плана пещеры). Линия магистрали проводится до упора в линию, ограничивающую окончание хода.
рисунок
  1. На участках соединения выделенного фрагмента с боковыми ответвлениями (ходами, тупиками) цветной пунктирной линией проводятся условные границы хода. Таким образом мы получаем четко ограниченный со всех сторон фрагмент полости, длину которого и необходимо будет измерить.
  2. Непосредственно рядом с линией "магистрали" тем же цветом пишется её номер (просто цифра: "1", обведённая кружком)
  3. Линия "магистрали" №1 дважды или трижды прокатывается курвиметром, по результатам измерений вычисляется средняя величина замера, которая заносится в соответствующую графу таблицы (в сантиметрах).

Таблица определения суммарной длины горизонтальных ходов карстовой полости:

Пещера КУЛОГОРСКАЯ-16 М - 1:500

Таблица 1
№ магистрали Замер 1 (в см) - Петрова А.А. Замер 2 (в см) - Иванова В.В. L магистрали (в см) L магистрали (в м) Примечание
1 43 42,5 42,75 214
2 17 17 17 85
3 22,5 22 22,25 111
Сумма 82,5 81,5 82 410

Суммарная длина горизонтальных ходов составляет: 410м.

АСА "Лабиринт". 10.02.2005г.

  1. По тому же принципу на плане выделяется и маркируется по оси линией измерения и номером следующая магистраль. На отвилках наносятся пунктиры условного контура "магистрали". Далее измеряется её длина. Результат заносится в таблицу. Затем выделяется следующая "магистраль" и т.д. Так, участок за участком, отрабатывается весь план карстовой полости.
  2. Короткую "магистраль" длиной до 10см можно условно именовать "веткой".
  3. При планировании и проведении данной работы возможны, как минимум, два подхода:
    а). Каждая последующая "магистраль" обязательно стыкуется с уже измеренной, весь план отрабатывается как бы "фронтом" от входа вглубь "массива", все мелкие "магистрали" и "ветки" отрабатываются сразу, без пропусков.
    б). Сначала на плане выделяются и нумеруются крупные "магистрали". После их измерения и занесения результатов в таблицу отрабатываются мелкие соединительные и тупиковые "ветки". Все "магистрали" и "ветки" должны иметь сквозную нумерацию.
  4. В месте сочленения двух "магистралей" линия измерения вторичной "магистрали" берёт начало от пунктирной линии условного контура первичной "магистрали".
  5. Минимальная длина включаемой в измерения "ветки" должна быть не менее 3мм.
  6. В ходах с широкими боковыми нишами последние, как правило, не должны выделяться как отдельные "ветки". Исключением могут быть ниши с обозначенным "вопросом" перспективным продолжением в их глубине (не тупиковые).
  7. В конечную суммарную длину включаются только участки, отмеченные на плане "линиями измерения" и включённые в таблицу. Таким способом достигается полный контроль за качеством работы, а также сразу видны участки с какими-либо неточностями, - "глазомерки", глубокие плохо проходимые боковые ниши, нечёткие окончания ходов и пр., - требующие каких-то уточнений на месте в будущем.
  8. Если измеряемый ход не имеет чёткого окончания (не отснятое продолжение, перспективный шкуродёр, непроходимое щелевидное продолжение, не пройденный сифон и т.п.), то пунктирная линия условного контура "магистрали" должна соединять окончания сплошных линий контура стен хода. Линия измерения "магистрали" проводится только до этого пунктира. Таким образом, топографически не обследованная часть хода, обозначенная на плане пунктиром или точками, не измеряется и не входит в суммарную длину пещеры. Включение в измерения участков "глазомерной" или "субглазомерной" съёмок из-за их "приблизительности" искажает результат всей работы и чревато необходимостью повторных измерений и уточнений. Такой подход соответствует принципу: "Обследованной считается только та часть полости, на которую составлен качественный топографический план".
  9. После измерения всех "магистралей" и "веток" отрабатываемого плана карстовой полости внизу, под таблицей, подводится общая сумма измеренных длин всех выделенных "магистралей" и "веток" - в сантиметрах. В таблице обязательно указывается фамилия выполнившего измерения.
  10. После завершения всего первого цикла измерений размеченный план и таблица передаются другому специалисту для проведения второго (контрольного) цикла. Результаты повторных измерений заносятся в таблицу. В конце измерений также подводится общая сумма измерений. Указывается фамилия выполнившего контрольные измерения.
  11. По результатам измерений двух специалистов вычисляются средние величины по каждому замеру. Средние величины измерений (в см) заносятся в таблицу. Внизу, для контроля, подводится общая сумма средних величин измерений (в см).
  12. В соответствии с масштабом плана производится пересчёт величин измерения (в см) в длины выделенных "магистралей" (в м). Внизу таблицы подводится общая сумма длин всех измеренных ходов пещеры. Этот же результат записывается в форме отдельного предложения - как итог всей работы.
  13. Под таблицей указывается название организации, проводившей измерения, дата завершения этих работ, а также фамилия и подпись специалиста, принявшего выполненную работу.
  14. Работа должна производится не менее чем двумя специалистами.
  15. При отработке планов больших пещер работа производится по планшетам. Нумерация "магистралей" на каждом планшете начинается с "1". Обязательно наличие общего плана пещеры с нанесённой на него сеткой планшетной разбивки.
* * *

Анонс. В следующем выпуске планируется продолжить знакомство читателя с принятыми у нас методиками подсчета морфометрических характеристик карстовых полостей. В частности, будет рассказано о нашем подходе к подсчету площади и объема пещеры.


Вертикальная проницаемость назад оглавление вперед Хроника экспедиций