назад оглавление вперед
рисунок

Новыш Ольга

Шар солнца золотой над кромкой леса,
Назойливая песня мошкары…
Нет на Земле еще такого места,
Где чайки так по-снежному белы,
Где хочется забыть про все на свете
И просто жить - дышать, мечтать, любить,
Где лучшие друзья - простор и ветер -
Передо мной стараются открыть
Огромный мир, который позабыли
Мы за глухими стенами домов,
Который от себя отгородили
Большими кипами объемистых томов…

Бутаков Олег

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЕЩЕРАМ ДВИНСКО-КИРОКСКОГО
СПЕЛЕОРАЙОНА В ИЮЛЕ 1999 ГОДА.

Знакомство с пещерами Звозского района наша семья начала в июне 1998 года, когда вместе с Титовым Володей мы совершили автомобильную поездку на выходные дни. Оставив машину в деревне, мы обследовали левый берег Северной Двины от пещеры Звозская-1 до пещеры Водопадная. По имеющимся сведениям на этом участке должны находиться пещеры Водяная (З-2), Низкая и Голубинка, открытые ленинградскими спелеологами в 1971 и 1972 годах. Мы провели тщательный осмотр гипсовых обрывов вдоль берега, но так и не смогли найти этих пещер На следующий день мы посетили пещеру Лесная, находящуюся в пятистах метрах от реки рядом со старой дорогой Архангельск - Москва.

Через год, в июле 1999 года, мы продолжили знакомство с этим районом. На рейсовом автобусе наша семья доехала до поселка Почтовое. На берегу реки Северная Двина мы собрали катамаран, на котором переправились на противоположную сторону. Свой лагерь разбили на небольшом острове в 5 км от деревни Калья. Это лето было не дождливое, сухое и к началу августа Северная Двина сильно обмелела. Протока, разделявшая остров и берег, местами пересохла и на ее месте образовалось небольшое озеро. Поначалу мы очень обрадовались этому. Вода рядом с лагерем и можно даже искупаться в тихой заводи. Но когда мы забрели босиком в воду, ступни ног обдало холодом и просто не верилось, что по другую сторону острова плещется теплая речная вода. Смутные предчувствия, зародившиеся в нашей душе, подтвердились через полчаса. Кашу невозможно было есть, а чай попросту "свернулся". Вода оказалась сильно минерализованной.

Пещера З-1
Пещера З-1. "Вход"

После столь неудачного ужина мы с сыном Игорем решили обследовать берег и двинулись по нему в сторону деревни Калья. Прошли около пятисот метров, осматривая гипсовые обнажения, мощность которых постепенно снижалась от десяти метров у лагеря до трех - пяти в конце маршрута. Идти было очень тяжело. Весь берег зарос кустарником, высокой травой, завален старыми деревьями, сучьями и прочим мусором. Вокруг валялись обрывки мощных стальных тросов, с помощью которых раньше крепились отбойные боны, используемые при сплаве леса. Эта часть берега на протяжении двух километров надежно закрыта островом, и лед во время весеннего паводка не "чистит" здесь скалистые обрывы.

При обследовании мы обнаружили ряд небольших полостей, протяженностью свыше десяти метров, географические координаты которых мы зафиксировали с помощью навигатора. Смеркалось. Мы вернулись в лагерь, где нас уже ждали и напоили чаем из "нормальной" воды.

На следующий день мы уже вчетвером решили продолжить обследование скальников и двинулись в противоположную сторону. С трудом пробираясь сквозь кусты, прижимаясь к стенке и рискуя провалится в какую-нибудь яму, мы нашли еще четыре небольших пещеры. В одной из них в прошлом году побывали Гуркало Е.И. и Лускань В.Ф. во время своей рабочей экспедиции по Северной Двине и на входе оставили рулетку, и я попытался ее найти. Но тщетно - скорее всего смыло водой во время паводка или подобрали местные жители. Пещера небольшая, один привходовой зал, стены которого испещрены надписями. Сразу идет завал, а где-то внизу слышен сильный шум подземного ручья, пробива-ющего себе дорогу среди камней. Теперь нам стало ясно, почему в нашей обсохшей протоке такая холодная вода.

В течение дня провели топосьемку двух пещер протяженностью 25 и 45 метров. Скорее всего эта часть берега Северной Двины не была обследована ленинградскими спелеологами в 70-х годах, так как в статье по Звозскому району в сборнике "Пещеры Пинего-Северодвинской карстовой области" (1974 год) об этом участке сведений мы не обнаружили.

На следующий день мы свернули лагерь и на катамаране двинулись вниз по течению. Обогнув остров, мы поплыли вдоль правого берега.

Обнаженные гипсовые обрывы взметнулись над водой на высоту до тридцати метров. Игорь идет вдоль берега, осматривает трещины и кажется маленькой песчинкой на фоне огромной, величественной белокаменной стены.

Мы плывем мимо Березниковских островов по правому руслу, которое сейчас обмелело и не является судоходным. Любуясь с реки гипсовыми обнажениями, заметили небольшую нишу. Где-то здесь должна быть пещера Замочная скважина (первая на нашем пути), открытая ленинградцами. Находим вход и попадаем в небольшую камеру. Далее идет напоминающий трубу ход, по которому течет ручей. Вода срывается с доломитовой плиты и с шумом падает с метровой высоты на камни, разлетаясь мириадами брызг в разные стороны. Мы долго любуемся подземным водопадом и слушаем волшебную музыку его водяных струй.

Лишь спустя полгода, рассматривая имеющиеся планы пещер этого района, мы определили, что это пещера Красавица. А Замочную скважину мы попросту не заметили и проплыли мимо.

На ночлег останавливаемся на острове Березниковский, так как на скалистом правом берегу негде разбить лагерь - на берегу камни, а в лесу комары. Обсохшее дно реки увеличивает остров и представляет собой огромный песчаный пляж. Чтобы хоть как-то спрятаться от ветра и найти дрова, мы перетаскиваем катамаран и вещи поближе к кустам. От воды до лагеря почти триста метров и завтра утром нужно будет все тащить обратно. Но что поделать, это одно из неудобств водного путешествия по большим обмелевшим рекам.

Пещера З-1
Пещера З-1. "Выход"

Четвертый день похода. Мы доплыли до лога Никольский, где остановились на обед. Пока готовилась еда, мы с Игорем обследовали лог и нашли пещеру Двенадцать колодцев. На небольшом пятачке земли зияют дыры и около одного из колодцев на дереве обнаружили свежую затеску. Вероятно кто-то недавно посещал эти места.

Привязываем к дереву веревку, спускаемся по наиболее удобному, чуть наклонному колодцу вниз и оказываемся в небольшой по площади пещере. Встаем в полный рост, осматриваем свод и считаем просветы. Получилось ровно двенадцать сквозных колодцев, под одним из которых сохранился снег. А еще есть небольшие камины, забитые камнями и деревьями. По-моему, пещера эта уникальна для нашего Севера тем, что суммарная протяженность вертикальных ходов в несколько раз превышает горизонтальную. Поднимаемся наверх и промеряем колодец. Получается восемь метров, а сама пещера потянет за сотню метров!

Мне все больше начинает казаться, что раньше эти места посещали великаны, следы которых встречаешь везде. То огромные глыбы - валуны, заброшенные в воду, то глубокие воронки, котловины, вырытые ими. А в этом месте великан был просто в ярости. Он колотил своим огромным посохом по земле и наделал массу дыр.

После обеда мы добрались до пещеры Двинской, самой крупной в этом районе. Осмотрели только привходовую часть, которая находится в зоне постоянных обрушений. Плоские плиты, глыбы покрыты слоем полужидкой глины. Сыро, грязно, неуютно. У ленинградцев отмечено здесь всего лишь два входа и они наблюдали летом ледяные образования, которых сейчас нет.

Мы обследуем невысокий зал, который тянется вдоль борта и обнаруживаем несколько просветов-щелей, через которые поступает теплый воздух. Выбираемся наружу и долго отмываемся от глины. Между тем погода потихоньку начинает портиться. Небо заволакивает тучами, начинает моросить дождь, усиливается ветер.

На следующий день мы посетили пещеры Водопадная и Звозская-1, расположенные на левом берегу реки. Уровень воды по сравнению с прошлым летом ниже на один-полтора метра и по песчаному дну реки ходить намного легче, чем по заваленному глыбами подножью обрыва.

Плывем дальше вниз по течению, которого почти нет, и боремся с волнами и ветром. Нам очень понравились невысокие гипсовые обрывы по правому берегу реки, которые тянуться от Бутыгинских песков до поселка Липовик. Розовые, голубые, белоснежные цвета гипсов - все радует глаз. Мы любуемся этими сочными, яркими красками, которые природа подарила нам напоследок и с грустью понимаем - сказка закончилась. Еще один день нелегкого плавания и мы добрались до Емецка, откуда возвратились на автобусе домой.

За неделю нашего похода мы познакомились с Двинско-Кирокским спелеомассивом, определили местонахождение ряда известных и неизвестных пещер и их географические координаты. Этот район хранит еще много тайн и загадок. Мы надеемся снова побывать здесь и продолжить исследования.

Двинско-Кирокскй спелеомассив назад оглавление вперед Воспоминание о рае